Урок для Украины: как жить по средствам

Укрaинa зa пoслeдниe 10 лeт нaрaстилa гoсдoлг дo 80% ВВП, a рaсxoды нa oбслуживaниe дoлгa прeвысили рaсxoды нa oбoрoну. Экспeрты считaют, чтo у стрaны пoкa нeт aльтeрнaтивы внeшним крeдитaм, a вылeзти из дoлгoв пoмoжeт тoлькo стрeмитeльный рoст экoнoмики. Oб этoм нa стрaницax УНИAН пишeт Oльгa Гoрдиeнкo.
Этo oзнaчaeт, чтo укрaинцaм, к примeру, чтoбы нaвсeгдa рaссчитaться с сувeрeнными дoлгaми, придeтся oтдaть 80% свoeгo гoдoвoгo трудa. Мы движeмся пo зaмкнутoму кругу. Укрaинa зa пoслeдниe 10 лeт скaтилaсь в глубoкую дoлгoвую яму, и oбъeмы крeдитoв прoдoлжaют рaсти. Нo пoскoльку этo физичeски нeвoзмoжнo, нaшa стрaнa бeрeт нoвыe дoлги для уплaты пo стaрым крeдитaм. Нa кoнeц сeнтября oбщaя суммa гoсудaрствeннoгo и гaрaнтирoвaннoгo гoсудaрствoм дoлгa сoстaвилa 68,6 млрд дoлл., или 1,778 трлн грн в гривнeвoм эквивaлeнтe, чтo сoстaвляeт oкoлo 80% ВВП.
Кoнeчнo, урoвeнь гoсдoлгa к ВВП в Укрaинe нe срaвним, к примeру, с дoлгoм Грeции, кoтoрaя нaxвaтaлaсь дoлгoв пoчти нa 180% ВВП. Нo нaш пoкaзaтeль вышe, чeм 60% ВВП в сoсeднeй Бeлaруси, 51% в Пoльшe и 41% в Грузии. И урoвeнь гoсдoлгa в Укрaинe прeвышaeт рeкoмeндуeмый для стрaн еврозоны безопасный предел в размере 60% ВВП.
То есть, при отсутствии долгов госбюджет нашей страны был бы профицитным, а соцстандарты можно было бы повысить сразу на 65%. По итогам января-августа текущего года эти расходы достигли 59,3 млрд грн, или 15% всех расходов госбюджета за указанный период. Это почти в 2 раза больше расходов на оборону Украины за восемь месяцев текущего года и почти в полтора раза превышает показатель бюджетного дефицита, который за этот период составил 42,9 млрд грн. Отдельно стоит отметить, во что обходится государству обслуживание долгов.
К примеру, буквально недавно, в сентябре, мы получили очередной транш кредита МВФ на 1 млрд долл., а в октябре – одобрение Всемирного банка по кредитным гарантиям на 500 млн долл. Но пока все это розовые мечты, а наша погрязшая в долгах страна продолжает привлекать новые кредиты. для закупки природного газа. Почему Украина живет в долг и есть ли выход из этого замкнутого круга?
Кредитная история
Гривневый эквивалент, как отметил эксперт, резко растет при сильной девальвации национальной валюты, поскольку существенная часть долга выражена в иностранной валюте. При этом, накануне последней девальвации наша страна обильно расходовала золотовалютные резервы, а притоки частного капитала были закрыты, что вынудило одалживать валютные средства у международных доноров и спровоцировало еще больший рост долга. Основная масса государственного долга Украины, как пояснил главный аналитик «Альфа-Банка» (Украина) Алексей Блинов, была сформирована в ходе кризисов 2008-2009 годов и 2014-2015 годов.
Кроме того, как отметил Блинов, государство активно занимало средства на внутреннем рынке — у Национального банка – для покрытия дефицита государственных финансов, финансирования дефицита НАК «Нафтогаз Украины», продававшего газ населению по заниженным ценам, и вхождения в капитал проблемных банков. В результате к началу 2016 года портфель государственных облигаций в собственности центрального банка достиг 390 млрд грн, и около четверти всех долгов Украины приходилось собственному центральному банку.
Например, для импорта газа», — пояснил Блинов. «Выпуск таких долгов не только означает повышенную нагрузку на сегодняшний бюджет, но еще и поспособствовал в свое время девальвации, так как представлял собой денежную эмиссию, значительная часть которой пошла на закупку иностранной валюты. В то же время, эксперт отметил, что в текущем году ситуация изменилась, и Нацбанк перестал проводить эмиссию через выкуп гособлигаций, а портфель ОВГЗ в его собственности с начала года сократился на 25 млрд грн.
 
Рис.1. Государственный долг Украины, % ВВП
 
Рис.2. Расходы на обслуживание государственного долга, % доходов Госбюджета Украины
Источники: Минфин, Госстат, Альфа-Банк Украина
для погашения еврооблигаций, поскольку к этому времени завершится обусловленная реструктуризацией долга в 2015 году отсрочка выплаты по долговым бумагам. Эксперт предупреждает, что Украина и дальше будет испытывать потребность в новых валютных займах: в августе 2017 года предстоит погашение кредита stand-by от МВФ, полученного в 2014 году, а к 2019 году понадобится еще 2,8 млрд долл.
Безальтернативный сценарий
Вопреки всем тяготам внешнего долга – его дороговизне и значительному давлению на государственные финансы – иного пути у нашей страны пока нет.
Каких? На соцвыплаты? На армию? «Альтернативы нет. Они и так низкие, и это окончательно обрушит внутренний спрос. Это безопасность. Сокращение бюджетных расходов? Я не вижу другого сценария, кроме того, как добиваться интенсивного экономического роста и заигрывать с иностранными инвесторами», — считает член исполкома Украинского общества финансовых аналитиков Виталий Шапран.
Эксперт констатировал, что пока Украина идет по стопам Греции, и достигнутая макроэкономическая стабильность – это единственное завоевание экономического блока правительства, но даже эта стабильность не гарантирует снижения суверенных кредитных рисков. «Если мы будем расти на 0,1-1% в год, то Украину ждет дефолт. И сейчас, по предварительным итогам третьего квартала, вероятность дефолта выглядит не такой уж низкой. Чтобы избежать этого, нашей стране нужно обеспечить 2 взаимосвязанные вещи: интенсивный экономический рост – более 5% ВВП в год – и бум иностранных инвестиций», — добавил Шапран.
Как пояснил эксперт, экономический рост будет способствовать увеличению доходов бюджета, а приток инвестиций резко улучшит платежный баланс, что стабилизирует, а может и укрепит национальную валюту, и снизит нагрузку по внешним долгам.
«Пока что в реализацию такого сценария я не верю — позитивные процессы в экономике развиваются слишком медленно. По моим расчетам, мы сможем выйти на нормальные темпы экономического роста только в 2017-2018 году, а этого не достаточно», — резюмировал Шапран.
Ситуацию могли бы исправить инвестиции, но с инвестициями ситуация известна», — отметил эксперт, прогнозируя в этой связи рост госдолга Украины – до 82,3% ВВП в 2016 году и его некоторое снижение – до 80,4% ВВП — в 2017. «Для того, чтобы обслуживать или возвращать долги в валюте, нужно эту валюту откуда-то брать. Если экспорт не растет, то это новые заимствования. Не верит в наличие альтернативного сценария: жизни без долгов, и директор аналитической группы Case Ukraine Дмитрий Боярчук. Пока мы расходуем больше валюты, чем зарабатываем.
В то же время, Боярчук полагает, что сокращение дефицита госбюджета возможно, но это требует повышения эффективности использования средств, что не возможно без проведения существенных реформ, то есть, возможно только в среднесрочной перспективе, не ранее. По его мнению, у нашей страны есть шанс избежать дефолта в 2019 года, когда наступает дата выплат по реструктуризированным облигациям, однако пока не понятно, как будут продвигаться реформы и откуда возьмется экономический рост, потому и ожидания весьма сдержанные.
Стратегия светлого будущего
Скорее всего, как предрекают эксперты, Украина в случае проведения грамотной экономической политики не допустит дефолтного сценария, и сможет рефинансировать, или погасить за счет новых кредитов, старые долги.
Сокращать бюджетные расходы ради отказа от внешних заимствований — это крайне иррациональное предположение», — считает руководитель аналитического подразделения группы ICU Александр Вальчишен. «Правительство рефинансирует внешние долги в 2019 году также, как и в другие годы.
Более рациональный подход, как пояснил эксперт, это постепенная выплата правительством внешних и внутренних долгов в иностранной валюте, чтобы ежегодная сумма новых заимствований была ниже выплат по прежним долгам. Что касается государственных расходов, Вальчишен не рекомендует их снижать, предлагая только оптимизировать, выявив неэффективные издержки и направив освобожденные средства в более продуктивные направления, вовлекая незанятое население в производство тех или иных товаров и услуг.
Кроме того, эксперты рекомендуют и далее работать над совершенствованием структуры госдолга.
Во-первых, стоит привлекать кредиты от доноров с процентной ставкой до 3% годовых. Во-вторых, важно, чтобы центральный банк и далее придерживался политики нормализации инфляции и снижения процентных ставок, что позволит удешевить гривневые заимствования на внутреннем рынке», — рекомендует Блинов. «Важнейшей задачей для Украины является удешевление обслуживания государственного долга. С сопряженным валютным риском ничего не поделаешь, но это все равно намного дешевле рыночных валютных заимствований.
Пока мы думаем, где и что еще урезать, долги растут, а конкурентоспособность нашей экономики или снижается, или топчется на месте. Окно возможностей еще открыто, и пока есть время выработать стратегию, как заработать больше, чтобы завтра на фоне роста экономики наш долг показался ничтожным должком, а не сомнительным наследством нашим правнукам. Итак, нужно смириться с тем, что традиционный взгляд многих украинцев на долговую проблему – «не поем, но долг отдам» — в наших реалиях не сработает.
 

 
 
 
 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.