Почему в Украине втридорога продают бодягу вместо топлива

Oднaкo дирeктoр энeргeтичeскиx прoгрaмм Цeнтрa Рaзумкoвa Влaдимир Oмeльчeнкo увeрeн в oбрaтнoм: рaзныe структуры дeлят рынoк и диктуют свoи услoвия. Впрoчeм бизнeс свoи издeржки умeeт зaмeчaтeльнo пeрeклaдывaть нa плeчи клиeнтoв. В пeрвую oчeрeдь, из-зa тoгo, чтo бoльшинствo нeфтeпрoдуктoв, которые продаются в Украине, – импортные. Но полная бесконтрольность на этом рынке, которую мы видим сегодня, свидетельствует о слабости государственных институтов в нашей стране", – высказывает мнение Омельченко. В валюте импортеры нефтепродуктов платят налоги: акцизный сбор номинирован в евро. Ну а современный НПЗ в Украине при подобных условиях так и не будет никогда построен. В Европе или США дешевая нефть сегодня – это более доступный по цене бензин завтра. На самом деле здесь крутятся миллиарды теневых гривен, не позволяющих снизить цену топлива, но гарантирующих сверхдоходы – как собственникам сетей, так и их "крыше" во власти. "Я не верю в подобный сценарий, – комментирует директор научно-технического центра "Психея" Сергей Сапегин. Более того, по некоторым прогнозам, озвученным преимущественно трейдерами, в начале 2016 года бензин должен вопреки всем тенденциям подорожать. Это трейдеры, которые не платят налоги, – говорит Куюн. За что нам, кстати, весьма благодарны трейдеры. Соответственно, валютная составляющая превышает 90% в структуре его цены. А это значит, что если увеличивается курс евровалюты, возрастают и налоговые платежи. Размытость обвинений и последующей реакции дает возможность трактовать вероятность картельных сговоров очень широко. Усложняют жизнь трейдерам также проблемы с приобретением валюты в стране — они покупают доллар по обходным схемам и далеко не по официальному курсу. Мелких же не счесть. Но если "кабминовские вечерницы" и канули в лету, то практика дерибанить и диктовать условия живет и процветает на нашем топливном рынке, несмотря на смены режимов и клятвы начать борьбу с коррупцией уже вчера. Иначе почему к этим схемам не применяется любимое слово нынешнего премьер-министра Украины – коррупция. "Сам механизм очень закрытый, и о нем мало кто знает. За год – свыше 10 млрд гривен, по самым скромным подсчетам и в самом нежирном куске топливного пирога. Впрочем, большинство экспертов такую возможность опровергает, заявляя, что такие прогнозы – не более чем попытки выдать желаемое за действительное. Вот участники рынка и привыкли, что им надо взаимодействовать и надо принимать общие решения. Ведь трейдеры сначала захотят продать бензин, закупленный по более высокой стоимости, как бы кто при этом ни взывал к их совести – ведь бизнес никогда не будет работать себе в убыток", – подчеркнул эксперт. Эксперты рассказали "Обозревателю" о сговорах на бензиновом рынке и тех, кто на этом наживается. "Вот и получается, что при среднем падении стоимости нефти в два раза, цены на бензин в гривне выросли тоже в два раза", – констатирует Сергей Куюн. И выйти из заколдованного круга зависимости топливных цен от курса валюты мы не сможем еще долго. В то же время теневой рынок бензина, по подсчетам аналитиков, приносит кому-то в год примерно 6-7 млрд грн. Но в долларовом эквиваленте! Он уверен, что если бы трейдеры в Украине конкурировали по-честному, то несмотря на все препятствия в виде налогов и дешевой валюты, бензин стоил бы на 5-10% дешевле. Активисты и отраслевые эксперты время от времени подозревают трейдеров в сговорах. И миллиарды, полученные на "черных" заправках, идут в "правильный" карман. В то же время – при абсолютном попустительстве властей – у нас прекрасно существует и замечательно чувствует себя теневой топливный рынок, на котором реализуется бодяга вместо бензина. – А в структуре цены топлива эти налоги составляют 35%. Для госбюджета это, конечно, плюс – и это еще один случай, когда для правительства в очередной раз очень выгодно удешевление национальной валюты, а вот бизнесу – минус. В Украине же только крупных сетевых АЗС десять! "Сейчас же мы видим снижение цены на топливо – примерно на 30%. Стоимость нефтяных фьючерсов на мировом рынке избрала понижательную динамику. тонн бензина, дизеля и сжиженного газа, то кто-то заработал сверху от 340 до 680 млн гривен. В украинских реалиях, однако, о подобном остается только мечтать. "Украинские автомобилисты могли бы раньше почувствовать снижение нефтяных цен, однако цены на заправках реагируют на нефтяной тренд с лагом 1-1,5 месяца. Девальвация национальной валюты, по словам Землянского, сыграла свою основную роль на рынке нефтепродуктов примерно год назад. "Лично я не верю в возможность сговора, – отмечает Сергей Куюн. Как они все одновременно могут договориться между собой?". Однако это отнюдь не приводит даже к условной стабильности на топливном рынке Украины, не говоря уже о снижении цен на бензин. Если учесть, что в октябре, кстати, очень плохом месяце с точки зрения спроса на топливном рынке (показатели продаж по сравнению с прошлым годом упали почти на 20%), было продано 344 тыс. С ними власть договаривалась о регулировании розничных цен на нефтепродукты. Подоозрения и угрозы штрафов периодически звучат из уст руководителей Антимонопольного комитета, однако ни одна из таких угроз не имела кардинальных последствий для игроков рынка. Это приносит баснословные прибыли теневым владельцам и мешает честной конкуренции на топливном рынке. А то, что государство на протяжении длительного времени не замечает проблемы и даже не контролирует качество топлива на АЗС, свидетельствует о том, что такая ситуация выгодна тем персонажам во власти, которые принимают решения. Этому есть две причины: снижение европейских котировок и уменьшение покупательной способности отечественных автомобилистов". Но себестоимость разведенного бензина на "серой" АЗС – не выше 10 грн. Другие аналитики склонны считать, что бензин даже подешевеет. То есть, купленные, естественно, за валюту", – рассказал он. Но сговор на рынке нефтепродуктов был, есть и, скорее всего, будет и в дальнейшем", – утверждает эксперт. Источник "В тени пребывает примерно 25% рынка бензина. В европейских странах работает в среднем 4-6 операторов розничного топливного рынка, а в Германии – 7. – Если не случится очередного витка девальвации гривны, стоимость топлива на внутреннем рынке останется без изменений. Так, например, директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений Валентин Землянский прогнозирует некоторое снижение стоимости топлива уже в конце января. Причина банальна: работу украинских АЗС можно назвать цивилизованным рынком только с очень большой натяжкой. Причем в пределах 20%. И о какой честной конкуренции, направленной на развитие бизнеса, вообще может идти речь, если у легализированного и теневого игроков настолько разные стартовые условия – в марже, уровне прибыли и условиях работы?". По информации экспертов, завышенные топливные цены на 5-10% вынимают из карманов украинцев реальные 1-2 гривни на каждом литре бензина или дизеля. Первый игрок, например, пытается снизить цену до уровня закупки – 18 грн. "Конечно, виноват в этом слишком беззубый Антимонопольный комитет. Впрочем ныне подобные сговоры ушли в прошлое: министры перестали собирать трейдеров, и необходимость координировать действия отпала сама по себе", – рассказывает эксперт. Директор консалтинговой группы "А-95" Сергей Куюн подтверждает: украинского бензина на внутреннем рынке не более 15%. – И вот почему.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.