На украинских АЗС не дешевеет бензин, почему?

Сaмaя пoпулярнaя вeрсия свoдится к тoму, чтo мeстныe трeйдeры, глядя нa нeстaбильную экoнoмичeскую oбстaнoвку в стрaнe, зaклaдывaют в рoзничную цeну риски. Например, инвестбанкиры Goldman Sachs считают, что в ближайшие полгода цены на черное золото могут упасть до $20 за баррель, а в Royal Bank of Scotland прогнозируют ставку в $16 уже в первой декаде 2016 г. В частности, бензины и дизтопливо в европейских портах за последние три недели рухнули на 20-25% ($80-100/т). Но владельцы отечественных АЗС об этих событиях ничего не слышали: средняя по стране стоимость 95-го уже несколько недель остается без изменений, на уровне 19,5 грн/л. За последние два месяца цена нефти на мировом рынке рухнула на 30% — до $37 за баррель. Оба расчета построены на избытке сырья на мировом рынке, а значит, имеют под собой твердую основу. Такой тренд в сырьевом сегменте спровоцировал аналогичное развитие событий на оптовом топливном рынке. Спорить с этой аргументацией сложно потому, что по отношению к доллару за последние полтора года национальная валюта подешевела почти втрое. Эта ставка является минимальной за последние 10 лет, но этим дело явно не ограничится. Отечественные нефтетрейдеры делают вид, что не замечают падения цен на нефть в мире, и готовятся к очередному ценовому прыжку. Потому что если бы на сегодня мы имели цену на нефть в $100 за баррель, как было раньше, то бензин стоил бы сейчас 35 грн за литр", — говорит глава консалтинговой группы "А-95" Сергей Куюн. В украинском опте ситуация аналогичная: в пересчете на литры, самый популярный бензин марки А-95 можно купить уже по 15 грн., а дизельное топливо — по 13 грн. Это при том, что валютная составляющая в стоимости горючего на украинских АЗС составляет около 85%. "Нам исключительно повезло, что на фоне падения нацвалюты падает и цена на нефть. Такое положение можно объяснять по-разному. Благодаря тому, что украинские нефтетрейдеры не снижают цены на бензин и дизтопливо в рознице,  сейчас их маржа достигает рекордной отметки в размере 6 грн/л
Яркий пример тому — прошлонедельное подписание президентом Петром Порошенко закона, предусматривающего отмену с 1 января 2016 г. Во-первых, свое слово может сказать Антимонопольный комитет Украины, который, кстати, почему-то игнорирует заявления экспертов о том, что сейчас маржа трейдеров достигает рекордной отметки в размере 6 грн/л. Со стороны кажется, будто украинская власть не может переломить ситуацию, заставив цены на нефтепродукты снижаться синхронно с нефтяными. В соответствии с решением депутатов, с 1 января акцизы на моторные топлива вырастут на 13% — до 228 евро/т (для бензинов) и до 113 евро/т (для дизельного топлива). А это означает, что в наступающем году ниша нелегалов на отечественном рынке имеет неплохие шансы вырасти, тем самым выйдя за пределы и без того значительной нынешней доли в размере 25% розницы всей страны. Но на резкий прирост платежей чиновникам явно не стоит рассчитывать: увеличивая налоговую нагрузку, государство фактически подталкивает бизнес к переходу в тень. Интересно, что основным аргументом в поддержку этого решения стала необходимость увеличения поступлений в госбюджет. дополнительного импортного сбора в размере 5%. Таким образом, уже в первой декаде января стоимость А-95 в среднем по стране должна снизиться как минимум до 18,5 грн/л. Но это не так. Но ни у трейдеров, ни у чиновников, похоже, нет таких планов. Во-вторых, у государства всегда есть возможность влиять на ценовую политику участников рынка, например, путем изменения налоговых ставок. Это решение напрямую удешевляет литр 95-го примерно на 1 грн.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.